Вотум доверия
3 декабря 2010
Полтора года назад Национальный банк упростил механизм открытия благотворительных счетов
|
Поругались две женщины: чей ребенок больнее, кому соответственно нужно больше денег на лечение и так ли уж необходимо для этого ехать за границу. История невыдуманная и не единственная. Подобные перепалки то и дело вспыхивают на тематических форумах в интернете, где собираются люди, казалось бы, объединенные общей бедой и общей целью: найти и собрать средства для дорогостоящего лечения. Поводом для упомянутой ссоры послужил
идеальный внешний вид одной из мам на фотографиях, выложенных ею в качестве отчета о лечении сына в европейской клинике. При отсутствии видимых улучшений в состоянии ребенка (если учесть, что это уже третья поездка за рубеж) улучшение внешней привлекательности мамы — налицо. «За чей счет апгрейд?» — задала вопрос в лоб одна из участниц форума.
В отличие от виртуальной в реальной жизни такие вопросы не всплывают. Нет повода. Есть объявления, крики о помощи, мольбы, устрашающие непонятным сочетанием букв диагнозы и конкретные суммы. Ими увешаны стеклянные конторки в банках и почтовых отделениях, изобилуют газеты. Здесь все просто: хочешь помочь — переведи деньги на расчетный счет; сомневаешься — пройди мимо. Какой бы ни был выбор, это своего рода вотум доверия просителю. Соответственно и спрашивать потом: «На что вы потратили мои 50 тысяч? Предъявите чеки, пожалуйста», — как бы неправильно. С человеческой точки зрения.
С юридической — не только правильно, но в какой-то степени даже необходимо. Полтора года назад Национальный банк упростил механизм открытия благотворительных счетов. Теоретически собирать средства всем миром на любые нужды волен каждый. Особенно на лечение, да еще за границей, да еще и своего ребенка. Как не помочь? Раньше подобные объявления появлялись в газетах и на радио, скажем так, с одобрения Минздрава. Поскольку, чтобы открыть такой благотворительный счет, требовалось ходатайство главного медицинского ведомства. В свою очередь, получить его можно было после заседания экспертной комиссии. В ее заключении было два ключевых момента: лечение за границей обоснованно и, что еще важнее, эффективно. Более того, во многих случаях расходы за услуги и помощь зарубежных врачей брало на себя государство, сам же пациент не платил ни копейки. Еще 5 лет назад на эти цели тратилось до 3 миллиардов бюджетных рублей в год, но затраты окупались практически стопроцентным положительным результатом.
Экспертная комиссия работает и сейчас. Однако ее заключение теперь мало кого интересует.
— Из цепочки «проситель — благотворитель» фактически выпало звено медицинских экспертов. То есть теперь нет гарантий, что просителю действительно необходимо лечиться за границей, а главное — что деньги не будут потрачены впустую, — признает министр здравоохранения Василий Жарко. — У нас были случаи, когда человек собирал необходимую сумму, лечился, по его мнению, в лучших европейских или российских клиниках, а, в конце концов, возвращался на родину с тем же диагнозом, нулевым эффектом от лечения и спасали его уже наши врачи. Важно признать и понять, что возможности наших клиник и квалификация медиков ничуть не уступают уровню западных. Лечение онкологических заболеваний, пересадка органов, операции при ретинопатии, кохлеарная имплантация — мотив большинства объявлений о сборе средств. Но за такой помощью не обязательно ехать на Запад! Когда начинаешь разбираться с каждым случаем индивидуально, оказывается, человек никуда не обращался, не проходил обследований или, еще хуже, от помощи своих специалистов отказался. Просто потому, что предпочел им «лучших» за рубежом. Но тогда под этой маркой можно и пломбы ставить у немецких или российских стоматологов. Как-никак тоже лечение.
— С одной стороны, нельзя лишать человека права выбора. С другой — контроль в этой сфере все-таки должен быть, — уверена Анна Горчакова, директор Белорусского детского хосписа. — Хотя бы потому, что игра на чувствах — довольно прибыльное дело. Вопрос в том, кто останется в дураках. Зарубежные клиники готовы принять любого пациента не потому, что тамошние медики всесильны, а потому, что на них они зарабатывают деньги. Банально, но факт. Конечно, там проведут необходимые обследования, окружат вниманием. При этом каждую улыбку, образно говоря, впишут в счет. Однако в большинстве случаев все, что сделать было можно, уже и так сделано. На родине пациента. Но об этом вслух не говорят. Это даже трудно назвать обманом. Просто рыночные отношения, где желание платежеспособного клиента — закон. Еще хуже, когда злоупотреблять доверием начинают сами «нуждающиеся». Лично знала маму, у дочери которой онкологическое заболевание успешно пролечено. Девочка — в стойкой ремиссии. Но мама как заведенная продолжала строчить объявления: «Помогите спасти ребенку жизнь!»
— В прошлом году пара, представлявшаяся мужем и женой, ходила по минским квартирам и просила денег на лечение тяжелобольной дочери. Если кто-то задавал уточняющие вопросы, мошенники прикрывались причастностью к нашему фонду, — призналась специалист по программной деятельности международного благотворительного фонда помощи детям «Шанс» Наталия Бармакова. — До этого случая мы были убеждены: упрощение схемы открытия благотворительных счетов только на пользу родителям. Им дали возможность сэкономить время на длительных бюрократических процедурах и тем самым ускорить лечение ребенка. Сейчас мы не так категоричны. Контроль все же должен быть. Какой — не нам решать
Формально владелец благотворительного счета обязан по требованию отчитаться, куда и на что потрачены собранные деньги. Проблема в том, что непонятно, кто это должен требовать. Ответственных нет. В компетенцию банков это не входит, Минздрав тоже не у дел, а простому человеку, выказавшему вотум доверия горемыке-просителю, требовать отчета чисто по-человечески неудобно. Наверное, именно поэтому парочка мошенников, сыгравшая на чувстве сострадания не одного десятка минчан, до сих пор ходит по квартирам со слезной просьбой о последнем шансе для ребенка. Как можно не поверить? У людей такое горе!
Автор публикации: Валентина Мохор