Возвращение к жизни: как поддержать семью во время и после болезни
13 января 2015
Новость о неслыханной щедрости в канун Нового года и Рождества в считанные дни облетела весь мир. Неизвестный посетитель одного из ресторанов Аризоны оставил официанту “на чай” 11 тысяч долларов. Мастер добрых дел поступал так не единожды. Счета с чаевыми в среднем от двух до семи тысяч долларов он больше года фотографирует и выкладывает в интернет. Сам же предпочитает оставаться в тени.
Суммы, направленные в помощь нуждающимся или просто в качестве знака доброй воли, растут с каждым годом. За последние 15 лет они как минимум удвоились. На благотворительные цели в Европе, только по официальным сведениям, ежегодно выделяется сто миллиардов евро, в США — 30 миллиардов долларов.
Наша страна также находится в русле общемировых тенденций. У нас работает несколько десятков крупных благотворительных организаций. За шесть лет своей деятельности один только международный благотворительный фонд помощи детям “Шанс” собрал более 6,137 миллиона долларов. В прошлом году сумма пожертвований достигла почти 1,9 миллиона долларов. Ежедневно на счет фонда перечисляют средства в среднем 160 человек.
Психологи и социологи связывают подобную активность населения с тем, что в стране в целом вырос уровень жизни. Теперь наши граждане чаще стали задумываться о духовном, нежели о материальном, говорит директор фонда “Шанс” Наталья Маханько:
— Людей, не равнодушных к проблемам других, с каждым годом становится больше еще и потому, что появляется разноплановая информация о нуждающихся: пожилых людях, детях-сиротах, инвалидах. Формируются доступные механизмы помощи. Чтобы пожертвовать сегодня деньги, к примеру, на операцию ребенку, достаточно позвонить по телефону или отправить СМС, купить билет на благотворительный концерт, поучаствовать в аукционе встреч. Это может сделать каждый — бизнесмен, слесарь, группа людей. И это работает.
“С инициативой помочь в меру своих возможностей иногда выступают целые коллективы. А компании или предприятия потом добавляют недостающие суммы к деньгам, которые собрали сотрудники”, — рассказывает Наталья Маханько.
Прямой зависимости благотворительности от уровня благосостояния населения нет. В топ-50 рейтинга попали только пять стран “Большой двадцатки”, в которую входят крупнейшие экономики мира.
В международном рейтинге благотворительности за год мы поднялись сразу на десять позиций и заняли 83-е место. Белорусы охотнее других помогают незнакомцам, большинство из них хотя бы раз в жизни делали пожертвование. Позади нас осталась Латвия, занявшая 89-ю строчку, Украина расположилась на 103-м, Россия — на 126-м месте. Между тем, как показало исследование, наше общество готово к еще более активному вовлечению в благотворительность. В начале 2000-х средства выделялись преимущественно крупными госпредприятиями. Сейчас соотношение поступлений от населения и организаций составляет примерно 40 к 60 процентам. Хотя и понятно, что суммы пожертвований у них всегда отличаются. Но намного важнее, как этими средствами распоряжаться, считает эксперт по государственному соцзаказу, член правления международного просветительского общественного объединения “АКТ” Валерий Жураковский:
— Наше государство решает многие социальные вопросы, и порой общество этим пользуется. Сегодня деятельность меценатов регулируется указом о безвозмездной спонсорской помощи и несколькими другими законодательными актами. Но в этой сфере не хватает единой системы. И порой бизнесу перечислять деньги сложно. С этой целью мы разработали проект закона “Об общественно полезной деятельности”, который посодействует дальнейшему формированию института благотворительности. Он будет мотивировать желающих пожертвовать деньги. Одно из важных предложений в проекте — предоставить возможность гражданам, если они захотят, отчислять один процент от подоходного налога на благотворительные цели. Сейчас документ обсуждается экспертами и всеми заинтересованными лицами.
При всем этом нельзя забывать и о том, что благотворительность — это не только деньги. На днях завершается очередная республиканская акция “Наши дети”. А это примерно 1,5 миллиона ребятишек из разных регионов нашей страны, для которых главными были не столько конфеты, компьютеры и игрушки, подаренные в ходе акции, сколько внимание и радость. А этому, как известно, цены нет.
Автор: Ирина СУДАС